Соглашения при зарубежных перевозках грузов, осуществляемых железнодорожным транспортом
Специалисты по логистике выделяют два основных типа документа фиксирующих взаимные обязательства сторон: двухсторонний и многосторонний. Многосторонним называют Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении, в сокращенном наименовании СМГС. Это соглашение было заключено между рядом стран и включает в себя основную часть, а также значительное количество поправок и дополнений. Данный договор разработан на русском и китайском языках, оба варианта имеют одинаковую юридическую силу для всех участников СМГС.
Это соглашение было заключено представителями одиннадцати стран СНГ и регулирует их взаимоотношения во время проведения железнодорожных перемещений. К числу государств, не присоединившихся к СМГС, относятся: Монголия, Армения, Республика Польша, Албания, Эстония и ряд других. При детальном рассмотрении соглашения в период осуществления перемещений груза между государствами, можно отметить, что оно в равной степени влияет как на товароотправителя и товарополучателя, так и на всех сотрудников железной дороги, которые имеют отношение к грузоперевозке.
Для регулирования взаимоотношения сторон, подписавших СМГС, создали специальную организацию, называемую Служебной инструкцией. В компетенцию данного учреждения входят только международные перевозки грузов и лишь для стран – участников соглашения. А также организация регулирует грузоперевозки для граждан этих государств. Данный орган не только регулирует взаимоотношения сторон во время перевозки грузов, но и участвует в решении конфликтных ситуаций, возникших в процессе транспортировки по железной дороге.
Все зарубежные перевозки грузов в пределах государств, заключивших СМГС, осуществляются только согласно условиям, описанным в Соглашении. Это документ регулирует все виды грузоперевозок касательно любой продукции, перемещаемой железнодорожным транспортом. Основным преимуществом СМГС является то, что регулирование взаимоотношений сторон во время перевозки товаров дало возможность исключить конфликтные ситуации между участниками этого соглашения.
Достоинства и недостатки железнодорожных перевозок
Железнодорожные грузовые перевозки – это транспортировка груза специализированными или универсальными грузовыми вагонами. Благодаря невысокой стоимости, высокой надежности и обеспечению безопасности груза, железнодорожный транспорт становится все более востребованным и уже опережает по популярности грузовой автомобильный транспорт.
Сеть железных дорог высоко развита не только на территории России, но и за ее пределами. А это позволяет осуществлять выгодные и удобные международные перевозки груза.
Один из самых востребованных видов вагонов – крытый вагон. Такой вид вагона необходим, когда груз требуется защитить от возможных неблагоприятных погодных условий или механических воздействий. При движении состава крытые вагоны закрыты со всех сторон, но для осуществления погрузки и выгрузки имеют закрывающиеся люки или двери. В таких вагонах перевозят самый разнообразный груз: бумажную продукцию, насыпные материалы, мебель, хозтовары, животных.
Для перевозки скоропортящихся грузов незаменимы изотермические вагоны и вагоны-рефрижераторы, в которых поддерживается требуемая температура. Транспортировка контейнеров, а также крупногабаритных, тяжеловесных грузов производится железнодорожными платформами.
Перевозка не требующего защиты от осадков груза осуществляется полувагонами. Эти вагоны не имеют крыши, что делает погрузочные работы максимально простыми и удобными.
Достоинства железнодорожных перевозок:
- цена доставки по железной дороге ниже, чем на перевозку автотранспортом или грузовым самолетом;
- возможность осуществления транспортировки не зависит от погодных условий;
- надежная защита груза от порчи и кражи в пути;
- бесперебойность железнодорожного транспорта – перевозка не зависит от пробок и качества дорожного полотна;
- железнодорожные перевозки – самые безопасные, аварии и катастрофы крайне редки;
- возможность транспортировки на большие расстояния в пределах континента.
К минусам данного вида перевозок можно отнести низкую скорость, поскольку при проезде грузовые составы обязаны пропускать все пассажирские поезда. Перевозка по железной дороге не подходит для срочной доставки груза.
Еще одним нюансом железнодорожных перевозок также является жесткая привязанность к маршруту следования. А значит, при возникновении непредвиденных обстоятельств изменить его не получится.
Кроме того, доставка грузовыми составами требует оформления значительного объема сопроводительной документации, особенно, если речь идет о международных перевозках.
Несмотря на некоторые минусы, транспортировка по железной дороге не имеет альтернативы для многих промышленных предприятий. Такие международные перевозки грузов недороги и безопасны.